«Спорт — это индустрия. Компании владеют футбольными клубами, которые превращаются в бренд» — Филипп Котлер (гуру маркетинга).
В этой статье мы углубимся в коммерческую сторону вопроса, принимая во внимание аспекты затрат и доходов на примере двух известных клубов.
Под расходами клуба имеются в виду: заработная плата игроков, трансферные расходы, зарплата менеджера, обслуживающего персонала, администрации, мерчендайзинг, техническое обслуживание объектов и т.д.
Выручка: различные спонсорства, продажи по видам деятельности — продажа билетов на матчи и другие программы клуба, права на вещание на телевидении; побочные продукты — путешествия, футбольные школы, недвижимость, финансы, кейтеринг и т. д.; использование стадиона, передача или продажа игрока, многие другие маркетинговые мероприятия под торговой маркой футбольного клуба.
В качестве примера рассмотрим бизнес-модель «Манчестер Юнайтед», самого богатого футбольного клуба в мире, стоимость которого составляет 1,4 миллиарда фунтов стерлингов. Это не просто футбольный клуб, но и развлечение, и бизнес. Вот почему их домашний стадион «Олд Траффорд» называется «Театр мечты». У «Манчестер Юнайтед» самое большое количество поклонников. Согласно недавнему опросу клуб насчитывал 659 миллионов болельщиков по всему миру и их число регулярно растет. Почему у них такой обширный круг фанатов?
Помимо футбола, бренд «Юнайтед» означает:
- глобальный охват;
- преемственность;
- популярность;
- признание;
- доверие;
- уважение;
- добросовестность бренда.
Теперь посмотрим, как клуб зарабатывает столько денег. Руководство пытается получить по максимуму за счет активности в день матча. Это самая ценная вещь, с помощью которой зарабатываются солидные активы.
Теперь рассмотрим, как один матч может заработать деньги для клуба.
Мероприятия в день матча составляют 29% доходов, телерадиовещание и медия — 44%, спонсорство и коммерция — 27%. Остальная прибыль: билеты на сезон и отдельные матчи, путешествия, программы, кейтеринг и гостиничный бизнес, медиа права, фирменная продукция, другие активности (финансы, беттинг) и др.
Нынешние спонсоры «Man Utd» включают таких гигантов как: DHL- официальный логистический партнер, EPSON-официальный партнер оргтехники, Nike — официальный производитель футбольной формы, Turkish Airlines, Thomas Cook — туристический партнер, Audi, A.P Honda, Betfred — официальный партнер по азартным играм, а также партнеры по напиткам и закускам.
Кроме того, «Манчестер Юнайтед» владеет специальными корпоративными люксами и предоставляет спецобслуживание на «Олд Траффорд» для просмотра матчей. Селебрити тратят огромные суммы, чтобы посмотреть матч именно из ВИП-мест, и «Man Utd» зарабатывает на этом баснословные деньги. Кроме того, «Юнайтед» имеет Футбольную академию и Футбольные школы по всему миру, они являются самым серьезными активами для привлечения доходов и формирования бренда среди масс в мире. Вся эта успешная деятельность делает клуб одним из самых успешных и узнаваемых брендов в мире.
«Юнайтед» также демонстрирует нам отличную организационную структуру и высококлассный менеджмент. Изначально клуб создал 6 направлений: футбольный клуб, маркетинг, кейтеринг, медиа, гостиница и другие коммерческие виды деятельности. Каждый департамент имеет своих соответствующих должностных лиц, ответственных за увеличение доходов фонда.
Футбольные клубы зарабатывают в день матча на билетах и спонсорствах. Мерчендайзинг внутри страны и за рубежом с различными методами привлекает средства. Кейтеринг-обслуживание осуществляется не только в день матча, но и для частных вечеринок, когда матчи не проводятся.
Международное вещание, как MUTV, MU Now и другие телекоммуникационные партнеры по всему миру, управляются через медия отдел. Кроме того, веб-сайты управляются этим отделом. Другие особые коммерческие проекты «Юнайтед» для генерирования доходов компании включают в себя путешествия, рестораны, финансы и др. MU Travel, MU Finance, MU кофейня или MU Hotels в настоящее время запускаются всему миру, чтобы получить больше перспектив и возможностей. Недавно в Сингапуре «Юнайтед» планирует выпустить публичные акции, а в Индии они открыли футбольную школу и кофе-бар, чтобы привлечь больше поклонников.
Второй кейс посвящен развивающему футбольному клубу из юго-западной Англии, «Эксетер Сити», с особенной структурой управления, кардинально отличающейся от модели управления в других клубах.
«Эксетер» был реструктурирован в 2003 года, вернулся в мейнфрейм английского футбола с сезона 2008-09. (ECFC Exeter City Supporters Trust) позиционируется как «сердце сообщества», принадлежит участникам проекта и управляется фондом, созданным болельщиками.
Он прокладывает свой особенный путь, предлагая «альтернативный способ» развития футбола высшего класса в Англии. Все заинтересованные стороны в клубе: сотрудники, фанаты и деловые партнеры делают свой уникальный вклад. ECFC ориентируется на весь субрегион с принципом «сообщество в первую очередь.
В 2009-10 годах руководство заложило план 20/20.
К 2020 году они намерены достичь следующих целей:
- быть признанным участником на Чемпионате Европы в 2020 году;
- стать финансово стабильной организацией;
- сохранять право собственности.
Принятые меры:
- назначение независимого председателя совета директоров;
- согласованы корпоративные цели и стратегический план развития;
- составлен амбициозный, но реалистичный бюджет;
- расширения возможностей управленческой команды;
- определения способов преобразования доходов от матча и от других активностей клуба;
- создана кампания продаж;
- установлено цены на сезонные билеты на финансово жизнеспособном уровне;
- начат процесс общения с фанатами как личностями (CRM);
- усиливается популярность на местном уровне.
Основной стратегией ECFC является постоянный прогресс профессионального футбольного клуба, финансовая стабильность которого обеспечивает его выживание в футбольной лиге.
Надежная инфраструктура в рамках модели доверительного владения и сильное бизнес-лидерство обеспечат развлекательные и социальные услуги для более широкого сообщества «Эксетер Сити». Это влечет за собой развитие стадиона и постоянную поддержку многих заинтересованных сторон.
Структура совета директоров ECFC состоит из председателя, вице-председателя и генерального директора клуба. Председатель имеет прямой контроль над: секретарем, юридическим, финансовым и специальным комитетами. Генеральный директор клуба контролирует счета, продукты питания / напитки, продажи, и все другие материально-технические ресурсы. Отдел кадров работает под наблюдением генерального директора.
Чтобы достичь своего видения 20/20, ECFC основали департаменты с разной ответственностью: маркетинг, отдел кадров, Футбол и молодежь, Сообщество и окружающая среда, Физические ресурсы, Финансы и коммуникации. Также они отремонтировали площадку и создали корпоративные боксы и другие объекты. На самом деле они начали коммерциализировать свой клуб для финансовой стабильности. И в результате ECFC начали увеличивать свой оборот год за годом. А за сезон 2009-10 их оборот вырос на 49%. Таким образом, они также увеличили свой футбольный бюджет на 54%, чем в предыдущем сезоне.
Множество клубов в мире находятся в такой же ситуации, как и ECFC до 2004/05 года. Таким образом, следование пути ECFC может быть очень плодотворным для улучшения клубов, в том числе и украинского футбола. Видение 5 лет и план по коммерциализации может стать стимулом для финансового подъема футбола Азии и Восточной Европы.
В недавнем отчете АФК (Азиатская конфедерация футбола — главная футбольная организация в регионе, включает 47 стран-членов) говорилось о том, что в настоящее время доход, к примеру, в индийском футболе составляет около 54,29,000 долларов. А максимальная сумма дохода поступает от основного (единственного) спонсора клубов — около 82,2%, а от суб-спонсора клубы зарабатывают только 6,48%. Остальная выручка поступает из таких областей, как маркетинг: 0,15%, выручка от продажи билетов: 1,03%, выручка от лиги (предоставленная организаторами): 1,17%, а 8,97% — прочие доходы.
Многие восточноевропейские клубы существенно отстают от клубов Центральной и Западной Европы. Они не пытаются открыть для себя новые способы заработка, как показано в двух тематических исследованиях в этой статье. Почти весь доход многих клубов идет только на зарплату игроков и тренерского штаба. Отдел маркетинга сообщества этих клубов слабо развиты.
АФК в своем отчете также дал несколько предложений ориентированных на увеличение популярности футбольных клубов и способов дохода в развивающихся странах.
Выбирая букмекера дляставок на спорт— обратите внимание на нашрейтинг лучших букмекерских контор. И пусть удача будет с Вами!